На
последнем лоскутном фестивале, который
проходил в августе 2015 года в сказочном
городе Суздале, наша творческая группа
«Ля фам» представила свой новый
коллективный проект «РАЗГУЛЯЙ. УГОЛОК
СТАРОЙ ПЕРМИ» . Мы были очень рады, что
наша работа вызвала отклик в сердцах
опытных и начинающих мастеров лоскутного
шитья, а также неискушенной публики.
Было приятно , что и компетентное жюри
конкурса отметило проект и присудило
нам приз за первое место в номинации
«АРТ-КВИЛТ»( швейную машинку фирмы
Elna). На фото 1 члены группы
«Ляфам» рядом со своим творением на
фестивале в Суздале ( не все...)
При
рассмотрении панно у многих возникал
вопрос : КАК ЭТО ВЫПОЛНЕНО ??? . Если члены
нашей группы оказывались рядом с проектом
, они с удовольствием рассказывали о
всех этапах создания «Разгуляя» ( молва
дала другое название нашим работам -
«ДРОВА» ) . Но я поняла, что вопросы всё
же остались и получила несколько личных
сообщений с просьбой рассказать о нашем
проекте . Что я с удовольствием сейчас
и делаю .
Начну
с того , что в состав нашей творческой
группы « Ля фам» , которая образовалась
на базе клуба лоскутной техники «Сундучок»
г. Перми, входят семь мастеров достаточно
молодого для лоскутного шитья возраста
( от 35 до 58 лет ) . Все они , несмотря на
совсем недолгую свою лоскутную историю,
прошли полное обучение на курсах
лоскутного шитья у Ирины Плотниковой
и окончили мою Школу стежки. Кроме того,
это творческие люди с яркой индивидуальностью
. В создании данного проекта приняли
участие четыре мастера : Ирина Плотникова,
Маргарита Воробей , Татьяна Мельникова
и я , Любовь Лежанина .
А
началось всё ровно год назад, когда Рита
принесла в клуб сделанные ею фотографии
. В основном это были виды самой старой
части Перми – Разгуляя. Особенно нас
привлекли фотографии, где крупно была
показана фактура дерева – такого теплого
и родного для русского человека материала:
поленница, сруб старого дома, покосившееся
окошечко, кора старой березы… Идея
воплощения фактуры дерева понравилась
всем , но как всё это изобразить в ткани
– было понятно в начале только мне . Я
сразу подумала, что самая подходящая
техника для нашего проекта – акварельный
текстильный коллаж. «Додумалась» до
этой техники я в далеком уже 2008 году (
по крайней мере, нигде в книгах не
встречала упоминание о такой технологии
, а в интернет я тогда была ещё не вхожа
). - фото 2, одна из моих первых работ в
технике АТК «Наедине», 2008 год
Подробно
я рассказываю об АТК на одном из последних
уроков второго курса ШКОЛЫ СХМС . Суть
её состоит в том, что в качестве
«подмалевка» для будущей активной
художественной стежки вы используете
коллаж из различных тканей , и в основном
это ткани прозрачные ( шифон, вуаль,
органза , капрон и т.п.). Благодаря
прозрачности тканей при их накладывании
друг на друга образуются новые цветовые
оттенки . К тому же это очень легкий и
тонкий материал, поэтому даже при
накладывании друг на друга до десяти
слоев ткани – квилт сильно не утяжеляется
и его последующая стежка не представляет
большого труда.
Подробно
рассказывать не буду , и вообще это лучше
показывать ( может быть проведу такой
мастер-класс на одном из лоскутных
фестивалей)
Поверили
мне , что всё у нас получится, только
четыре члена нашей команды, вот они и
стали авторами «Разгуляя» .
Это
было по-настоящему коллективное действо
, и нам понадобилось девять месяцев для
создания пяти панно ( вам не кажется
этот срок символичным?)...
Для
осуществления проекта было необходимо
большое количество прозрачных ,
полупрозрачных и плотных тканей разных
фактур и расцветок. Чаще всего это
непривычные для обычного лоскутного
шитья материалы. В дело пошли как тонкие
шифоны , так и толстые пальтовые ткани
( например, для коры дерева). Во многом
помогла выполнить задачу накопления
тканей для проекта наша дружба с
несколькими ателье по пошиву штор .
Ткани
были разложены по цвету и фактурам и
даже подписаны : «грибы», «кора», «дерево»
, «окно» и так далее. И хоть тряпочек
было множество – иной раз уходило очень
много времени для поиска подходящего
оттенка и качества.
Мы
сделали эскизы будущих панно в натуральную
величину , очень четко обведя основные
детали и переходы цветов ( примерно
такую картинку можно получить , обработав
фото в фотошопе , но мы решили сами
«поработать художниками»). Этот рисунок
был повторен на кальке дважды и один из
последних разрезан на отдельные выкройки.
Для
сборки коллажа на стол кладется первый
эскиз ( непрозрачный), на него кусок
однотонной вуали нейтрального цвета
по размерам будущего квилта, а сверху
прикрепляем ещё один эскиз , но уже на
прозрачной бумаге ( при этом главные
линии двух эскизов должны совпадать,
но верхний прикреплен к нижнему только
по одной и сторон , отодвигается на время
создания коллажа и является контрольным
вариантом) .
И
начинается творческий процесс. Точно
по кальке вырезаны лишь основные детали,
а все кусочки для передачи оттенков и
переходов формы вырезаем из тканей «на
глаз», комбинируем, меняем местами, ищем
правильные цветосочетания…
Коллаж
мы создавали все вместе и процесс был
сложным и чрезвычайно интересным. То и
дело было слышно : «тут бы пестренького
добавить, «чернушечки» не хватает,
размытости хочется…». Встречались мы
всего раз в неделю, поэтому на сборку
одного полотна уходило около месяца.
Совершенно не возникло мысли снять для
истории этот процесс , а вот сейчас бы
такое фото пригодилось.
Ткани
в коллаже не склеивались, а собирались
на одностержневые булавочки . И вот
когда сборка полностью удовлетворяла
всех членов нашего творческого коллектива
– сверху накладывался тонкий черный
фатин , а снизу наполнитель и изнаночная
ткань. И все булавочки переносились на
глубину всего квилта .
Наступал
период первой , соединительной (
технической ) стежки мононитью. Но и эта
техническая стежка выполнялась не как
попало, а согласно собираемому рисунку
, но на достаточно большом расстоянии
. После «технической стежки» большинство
соединительных булавочек убиралось
И
последний этап – «раскрашивание квилта»,
то есть художественная стежка полотна
на свободном ходу швейной машины. Хочу
сказать , что в такой художественной
стежке абсолютно не важна длина стежка
и равномерная плотность заполнения
квилта. Можно строчить как прямой
строчкой, так и сх-зигзагом , нитками
разного качества и толщины… Используется
множество оттенков цветов ( вот где
важно иметь большую коллекцию ниток
для стежки). Мы строчим так , как рисуем
пером, ручкой или карандашом. Единственное,
от чего всегда предупреждаю своих
учеников , чтобы они не увлекались
каким-то одним фрагментов, а равномерно
распределяли стежку по квилту , оставляя
менее застеганными лишь те места, где
требуется большая выпуклость. Из пяти
панно я выстрочила два , а на трех
прекрасно выполнили свою работу Таня
и Рита.
Когда
нашу работу рассматривали зрители , у
многих возникал вопрос : а не окрашены
ли здесь ткани ? Ткани не крашены. Но на
этапе стежки кое-где, для поиска точного
места главных линий стежки, мы
использовали ( кстати, впервые в жизни)
фломастеры японской фирмы «Marvey»
и очень остались ими довольны : они не
стираются, прекрасно ложатся на ткани
разного качества и фактуры, имеют разную
толщину линии и весьма разнообразны по
цветовой палитре Скорее всего, вам не
удастся разглядеть эти «нарисованные
линии» на квилте, так как потом по ним
выполнялась стежка нитками того же
цвета . Но такие нарисованные линии
очень помогали в стежке большого полотна.
Фото
3,4 — этапы работы над панно «Екатерининская
, дом 35» и «Старое дерево»
В первом панно сначала выполнялась стежка фонового подмалевка ( окна), а затем набросали лоскутки из прозрачных тканей, имитирующих плющ и выполнялась финальная стежка
В панно на нижней фотографии каждый гриб собирался и выстрачивался отдельно , а затем готовые элементы выкладывались на фоновый "подмалевок" и выполнялась общая финальная стежка.
Когда
все квилты были готовы – мы и сами
поразились результату . Помню, как прыгали от восторга : мы это сделали !
Хочу
показать вам в сравнении фотографии ,
которые послужили прообразом наших
панно и готовые стеганые картины .
Илл.
5( фотография),6, 7 ( панно «Русская банька»)
Илл.
8 ( фотография), 9,10 ( панно «Поленница»)
Илл.11
( фотография), 12,13 ( панно «Екатерининская
, дом 35»)
Илл.
14( фотография), 15,16 ( панно « Старое
дерево»)
Илл.
17( фотография), 18,19 ( панно «Трещина»)
За
время создания проекта мы очень
подружились, испытали вдохновение и
удовольствие от совместного творчества,
приобрели новые навыки, научились не
бояться «творить красоту».
Конечно,
критические замечания по поводу нашего
проекта были и будут , но не ошибается
только тот, кто ничего не делает или
идет по проторенному пути…
Расскажу
об основной ошибке , на которую нам
указала председатель жюри Наталья
Юрьевна Косьянковская — это разномасштабность
работ То есть , часть работ выполнены
практически в натуральную величину
изображенных предметов , часть в меньшем
масштабе , а часть в большем. Я согласна
с этим замечанием , но сама об этом не
задумывалась. Это произошло потому, что
мы рассматривали каждое фото, а в
дальнейшем и каждое панно по отдельности
, а не единым целым проектом
Правда
, и развеска работ усугубила представление
о разномасштабности . Мы никак не
планировали, что их повесят в два ряда
, а на свободное место добавят выполненные
в этой же технике небольшие работы
Наташи Комаровой . Мне кажется , что
такое соседство не пошло на пользу ни
нам, ни Наташе.
На
илл.20 наш план порядка размещения панно
в проекте ( это только фотоколлаж, размеры
нашей мастерской не позволили нам
запечатлеть все работы вместе )
А
вот какие работы «отобрала» Н.Ю.
Косьянковская , как лучшие в нашем
проекте . С её слов , можно было бы ими и
ограничиться . Возможно , она и права —
илл. 21
Видимо,
мы слишком увлеклись .Как говорится
«Остапа понесло»... А нам хотелось сделать
ещё две работы... ( фото 22,23)
Люба, передайте всей вашей команде мои восхищения от вашего проекта. Смотрела, не дыша, читала с замиранием сердца. Как жаль, что мы далеко друг от друга. Хочу в ваш клуб!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наташа, обязательно передам коллективу ваши эмоции !
УдалитьЛюбовь Юрьевна, спасибо за рассказ! Очень интересно!
ОтветитьУдалитьКатя, рада, что рассказ вам понравился !
УдалитьДевушки!!!! восторг, недоумение и браво мастерицам!!!!!
ОтветитьУдалитьОбязательно расскажу о вашем отзыве всем девочкам , благодарю !
УдалитьЛюбовь Юрьевна, низкий поклон Вам за ваши работы. Они полюбились всем, мне кажется, а выделить какие-то отдельные трудно, каждая - шедевр. И каждый понял, я так чувствую, что это родные дрова, стены, окна. Было радостно видеть Вас на фестивале. Вы лучезарная!
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за подробное описание работы, это очень интересно и полезно.
Галочка , и вам спасибо большое ! Фестиваль был просто грандиозным событием и чем дальше мы уходим от него, тем это больше понимаем ! А я заглянула в ваш блог - как хорошо вы выразили свои эмоции, переживания и восторги ! Подписываюсь под каждым словом !!!
УдалитьЛюбочка, очень жаль, что не видела вживую эту работу. Но по фотографиям я в них просто влюбилась. Подолгу разглядывала и удивлялась, просто не верилось, что это текстиль. И сама идея прекрасная Старое дерево всегда притягивает взгляд. Браво вашим золотым ручкам и глазкам художников. (Вера Оболонская)
ОтветитьУдалитьВера, я надеюсь, что вы всё ещё увидите , ведь не за горами "Урал мастеровой ", мы постараемся проект туда привезти. Да и наш фестиваль в феврале 2016 добро пожаловать !!!
УдалитьЛюба, спасибо за рассказ. Потрясающие работы, очень долго я их рассматривала.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Надюша !!!
УдалитьВосторг от вашей работы !!! Вы сотворили чудо !! Передавайте всем девушкам моё восхищение . Соловьева Наталья
ОтветитьУдалитьНаташа, ваши слова в "Василисах" даже себе переписала, чтобы в точности коллективу передать !!! Огромное спасибо за понимание ! Когда главный судья нас раскритиковал ( там были ещё и другие замечания ) самая впечатлительная из нас всю ночь проплакала , а самая мнительная с ужасом думала : это я во всем виновата... Но когда на следующий день они пошли на выставку и около проекта увидели толпу народа, а потом взахлеб им рассказывали, как это делается - хандру как рукой сняло ! Ведь признание народа- это самое главное !
УдалитьЛюба! Как пострадавшая от слов той же "главной судьи" хочу сказать впечатлительным девушкам из вашей чудесной команды: ВЫШЕ ГОЛОВУ!!! У вас золотые головы и руки! Нас много! (народа) и мы всегда поддержим друг друга! А там уже маразм...
УдалитьЛюба ,работа замечательная ,какой проект получился теплый и домашний ,я подумала ,что вы хотели в проекте показать жизнь дерева и какие пути оно проходит .Рада ,что видела его в живую !!!
ОтветитьУдалитьМарина, вы всё правильно поняли . Дерево - такой родной, теплый и любимый для русской души материал . Дерево и его судьба- основная тема проекта. В нашем Разгуляе пока ещё деревянные дома встречаются, но уже со всех сторон наседают бетон и металл...
УдалитьСпасибо за рассказ! Очень реалистичные панно! Даже паутинку на бревне нарисовали... Два последних фото будут вам тоже по плечу!
ОтветитьУдалитьДа, паутинка - это старая марля, разобранная на ниточки, а потом снова спутанная ... Насчет последних фото думаем , очень хочется продолжить серию .Спасибо !!!
УдалитьБыло бы здорово продолжить этот цикл! Чуток отдохнуть, и вперед!))))
УдалитьЛюба, какие чУдные рботы! Восторг и ещё раз восторг. Вы большие умницы и молодцы!!!!!!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, мы старались ...
УдалитьЛюбочка! С огромным интересом все прочла,работы-чудо как хороши.Эх, взглянуть бы хоть глазком на сам процесс,так интригующе интересно написано.Браво, девочки!
ОтветитьУдалитьВот процесс не засняли, так были увлечены, что о фото даже не подумали. Но на уроках мы обязательно составляем такой акварельный коллаж и у всех так чудесно получается !
УдалитьЛюбовь Юрьевн!!! Всему вашему коллективу большое уважение! Мне кажется ваша работа никого не оставила равнодушным, что называется "зацепила" очень жаль, что моя поездка в Суздаль не состоялась, но думаю, что смогу ещё увидеть вашу работу вживую!
ОтветитьУдалитьДа, вживую они ,конечно, интереснее, наши "Дрова" ! Спасибо, Света !
УдалитьИнтересно, а как организовать фото в одном масштабе? Грибы получатся диаметром 10 см, а окно - 1 м? Ваши работы объединены темой, цветом, техникой. Для меня проект читается как единое целое. Хотя, с корифеем не поспоришь. Ну что ж... "век живи, век учись!...."
ОтветитьУдалитьНу нам предлагалось решение и вроде оно было вполне приемлемое... А вот сами мы на разный масштаб даже внимание не обратили , не художники, видать...
Удалить"Корифеи" тоже могут ошибаться!
УдалитьИ простые зрители, и художники имеют свой взгляд и своё вИдение. Называть вИдение другого ошибкой не совсем правильно, может быть. Ошибка - навязывать свой взгляд другим, объявлять его истиной в последней инстанции.
УдалитьЧто точно есть в этом проекте - визуальная притягательность, так называемый эффект "Вау!", что гораздо важнее правильности. И это не банальная красивость, а именно качество произведения, цепляющее взгляд зрителя и заставляющее остановиться и рассмотреть каждый квилт, каждый стежок.
Работа удалась на 100%. Поздравляю, девушки!
Любовь Юрьевна, спасибо! Работы потрясающие и техника интересная и, конечно, сложная.
ОтветитьУдалитьТехника сложная, но вполне доступная . Спасибо, Оля !
УдалитьЛюбочка, сначала дух захватывает от реальности работы. Иногда даже угадывала (не увеличивая фото) где фотография, а где работа! А потом удивлялась, восхищалась и переполнялась эмоциями от сложности и качества работы. Мои восторги всему коллективу и низкий поклон тем, кто решился, кто не побоялся, не сошел с дороги!
ОтветитьУдалитьА по поводу разномасштабности - это же не фото на паспорт - фотографии все разные. Где-то макро, где-то общий план... В зависимости от того, что именно хотел показать фотограф: фактуру дерева или узор наличников! Поэтому даже в голову не приходит, что это можно отнести к минусам! Наоборот, это полнота впечатлений, разность видения... Как в музее: мы подходим ближе к картине, желая разглядеть мазки, потом отходим дальше - стараясь вобрать в себя общее настроение картины!!!!
И последнее: спасибо огромное за такое полное, подробное и как всегда понятное объяснение процесса! Вы - Учитель от Бога!!! Низкий поклон!
Ларисочка , спасибо за такие теплые и добрые слова, за поддержку !!!
УдалитьВеликолепная работа ! Огромный респект !
ОтветитьУдалить...я не профи , но мне кажется , что именно "разнокалиберность" придает необыкновенное очарование этой изумительной работе...
Так вот и мы не профи, нас разнокалиберность тоже нисколько не смутила. Спасибо, Оля !!!
УдалитьСмотрела, "открывши рот"! Меня заворожили фотографии. И те, которые вы хотели воплотить, были бы "завершением рассказа" - ведь тема, рассказать историю, а не показать фактуры дерева. У вас получилась интересная история!))) А техника эта меня всегда завораживала - у меня так и не получилось в ней блеснуть, может быть когда нибудь). В восхищении!!!!
ОтветитьУдалитьНаташа, техника на самом деле очень богатая в своих возможностях ! Пробуй обязательно, получишь большое удовольствие и от процесса и от результата ! Насчет "завершения" пока думаем. просто умы захватили уже новые идеи
УдалитьЛюба, спасибо за интересный рассказ,!!! Работа - изумительная и необыкновенная!!!Как растет мастерство вашего коллектива!!! Из доступного,простого и обыденного получился шедевр!!! Браво, девчата!!!
ОтветитьУдалитьОля, коллектив молодой , идей много , надеюсь это не последний его успешный проект .А лепили на самом деле почти из сора... Спасибо за отзыв !!!
УдалитьЗамечательный проект! Непременно надо делать "продолжение"!
ОтветитьУдалитьПродолжение пока под вопросом , но вполне возможно...
УдалитьЛюба, ваши работы сразу бросились в глаза! Прежде всего поразило качество исполнения, во вторую очередь: теплота и душевность, близость русскому сердцу! Каждое панно для меня явилось самодостаточным... я рассматривала ваши работы именно так... всё-таки сколько людей - столько и мнений))))
ОтветитьУдалитьЗа качеством следили особо тщательно, ведь в проекте участвовали два преподавателя с достаточно большим стажем ( нельзя ударить в грязь лицом перед армией учеников )
УдалитьСпасибо , Оля, что обратили внимание на наш труд , будем стараться и дальше
Любаша, замечательный проект! Поздравляю! Узнаётся рука УЧИТЕЛЯ, но а судьи путь попробуют порисовать иголкой.
ОтветитьУдалитьЛюба , судей наше мастерство ( в плане "рисования иголочкой") не удивило , они в других областях искусства лоскутного шитья ещё более сильны . Но им СВЕРХУ видно больше , чем нам, простым ремесленникам . Они ХУДОЖНИКИ .
УдалитьЛюба, я в вашу работу влюбилась и считаю ее самой-самой!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Леночка !
УдалитьЛюба, в "Поленницу" и "Старое дерево" влюбилась с первых же фото с фестиваля. Твое описание очень подробное и понятное, только я поняла, что сделать такое должен именно ХУДОЖНИК - одного лоскутного мастерства явно недостаточно. Насчет разномасштабности: мне сразу же она понравилась, я ее сочла не разномасштабностью, а разнообразностью - в единстве. Обязательно продолжайте проект, это божественно красиво и уверена, еще принесет всей вашей чудесной группе множество незабываемых мгновений и встреч.
ОтветитьУдалитьЛера , спасибо за компетентный и подробный отзыв , очень приятно это слышать от такого мастера и знатока пэчворка ! Да, своё художественное видение хотелось внести . Мне кажется , что и сами фотографии были уже художественные , а мы лишь немного их подправили с учетом своих собственных цвето- и формоощущений. Меня немного смущал натурализм . Но ведь и такое направление в искусстве ( в т.ч. и в лоскутном шитье) имеет право на существование.
Удалить1) никакой это не натурализм, а самый настоящий художественный реализм! отсюда же следует и 2) насчет фотографий - да, они очень хороши, но и ваш вклад как художников и квилтеров бесспорен!
УдалитьПросто не реальная красота. Все выглядит как настоящее. "Поленница" и "Банька", да что перечислять.... ВСЁ просто очень красиво!
ОтветитьУдалитьОчень красивая работа! Рада, что воочию ее увидела в Суздале! А еще приятно, что я понимаю о каком именно Разгуляе идет речь, это старый район Перми, очень красивый и живописный, но постепенно вымирающий......
ОтветитьУдалитьВсе мастерицы- молодцы!
Люба, это невероятно правдоподобно и красиво!!! Даже после прочтения твоих объяснений, у меня никак не укладывается в голове КАК ЭТО СДЕЛАНО??? Браво - тебе и девочкам! Вы рискнули и... "выпили шампанского". Еще раз выражаю своё восхищение Вашим мастерством!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассказ, одна из моих любимых работ (точнее, 5 работ) на Фестивале.
ОтветитьУдалитьВеликолепно! мои большие восхищения всем девочкам,создававшим эти ШЕДЕВРЫ!!!
ОтветитьУдалитьЛюбочка! Каое чудо вы сотворили.Поработав в этой технике ,с твоей подачи разумеется, понимаю какой здесь объем работы и какое счастье от процесса и результата. А он ,результат , просто восхитителен. Разномасштабность?Не знаю. По мне окно, стена ,как раз объединяет фрагменты с детальной фактурой дерева.Очень хочется увидеть живьем и с продолжением. Не привезешь к нам в Питер?
ОтветитьУдалитьЛюба, работы вашего творческого коллектива можно рассматривать бесконечно! Очень выразительно, техника просто удивительная, теперь буду копить лоскуты и пробовать. Спасибо за вдохновение и новых, таких же потрясающих работ вам!
ОтветитьУдалить