понедельник, 24 августа 2015 г.

«РАЗГУЛЯЙ. УГОЛОК СТАРОЙ ПЕРМИ»

На последнем лоскутном фестивале, который проходил в августе 2015 года в сказочном городе Суздале, наша творческая группа «Ля фам» представила свой новый коллективный проект «РАЗГУЛЯЙ. УГОЛОК СТАРОЙ ПЕРМИ» . Мы были очень рады, что наша работа вызвала отклик в сердцах опытных и начинающих мастеров лоскутного шитья, а также неискушенной публики. Было приятно , что и компетентное жюри конкурса отметило проект и присудило нам приз за первое место в номинации «АРТ-КВИЛТ»( швейную машинку фирмы Elna). На фото 1 члены группы «Ляфам» рядом со своим творением на фестивале в Суздале ( не все...)




При рассмотрении панно у многих возникал вопрос : КАК ЭТО ВЫПОЛНЕНО ??? . Если члены нашей группы оказывались рядом с проектом , они с удовольствием рассказывали о всех этапах создания «Разгуляя» ( молва дала другое название нашим работам - «ДРОВА» ) . Но я поняла, что вопросы всё же остались и получила несколько личных сообщений с просьбой рассказать о нашем проекте . Что я с удовольствием сейчас и делаю .
Начну с того , что в состав нашей творческой группы « Ля фам» , которая образовалась на базе клуба лоскутной техники «Сундучок» г. Перми, входят семь мастеров достаточно молодого для лоскутного шитья возраста ( от 35 до 58 лет ) . Все они , несмотря на совсем недолгую свою лоскутную историю, прошли полное обучение на курсах лоскутного шитья у Ирины Плотниковой и окончили мою Школу стежки. Кроме того, это творческие люди с яркой индивидуальностью . В создании данного проекта приняли участие четыре мастера : Ирина Плотникова, Маргарита Воробей , Татьяна Мельникова и я , Любовь Лежанина .
А началось всё ровно год назад, когда Рита принесла в клуб сделанные ею фотографии . В основном это были виды самой старой части Перми – Разгуляя. Особенно нас привлекли фотографии, где крупно была показана фактура дерева – такого теплого и родного для русского человека материала: поленница, сруб старого дома, покосившееся окошечко, кора старой березы… Идея воплощения фактуры дерева понравилась всем , но как всё это изобразить в ткани – было понятно в начале только мне . Я сразу подумала, что самая подходящая техника для нашего проекта – акварельный текстильный коллаж. «Додумалась» до этой техники я в далеком уже 2008 году ( по крайней мере, нигде в книгах не встречала упоминание о такой технологии , а в интернет я тогда была ещё не вхожа ). - фото 2, одна из моих первых работ в технике АТК «Наедине», 2008 год



Подробно я рассказываю об АТК на одном из последних уроков второго курса ШКОЛЫ СХМС . Суть её состоит в том, что в качестве «подмалевка» для будущей активной художественной стежки вы используете коллаж из различных тканей , и в основном это ткани прозрачные ( шифон, вуаль, органза , капрон и т.п.). Благодаря прозрачности тканей при их накладывании друг на друга образуются новые цветовые оттенки . К тому же это очень легкий и тонкий материал, поэтому даже при накладывании друг на друга до десяти слоев ткани – квилт сильно не утяжеляется и его последующая стежка не представляет большого труда.
Подробно рассказывать не буду , и вообще это лучше показывать ( может быть проведу такой мастер-класс на одном из лоскутных фестивалей)
Поверили мне , что всё у нас получится, только четыре члена нашей команды, вот они и стали авторами «Разгуляя» .
Это было по-настоящему коллективное действо , и нам понадобилось девять месяцев для создания пяти панно ( вам не кажется этот срок символичным?)...
Для осуществления проекта было необходимо большое количество прозрачных , полупрозрачных и плотных тканей разных фактур и расцветок. Чаще всего это непривычные для обычного лоскутного шитья материалы. В дело пошли как тонкие шифоны , так и толстые пальтовые ткани ( например, для коры дерева). Во многом помогла выполнить задачу накопления тканей для проекта наша дружба с несколькими ателье по пошиву штор .
Ткани были разложены по цвету и фактурам и даже подписаны : «грибы», «кора», «дерево» , «окно» и так далее. И хоть тряпочек было множество – иной раз уходило очень много времени для поиска подходящего оттенка и качества.
Мы сделали эскизы будущих панно в натуральную величину , очень четко обведя основные детали и переходы цветов ( примерно такую картинку можно получить , обработав фото в фотошопе , но мы решили сами «поработать художниками»). Этот рисунок был повторен на кальке дважды и один из последних разрезан на отдельные выкройки.
Для сборки коллажа на стол кладется первый эскиз ( непрозрачный), на него кусок однотонной вуали нейтрального цвета по размерам будущего квилта, а сверху прикрепляем ещё один эскиз , но уже на прозрачной бумаге ( при этом главные линии двух эскизов должны совпадать, но верхний прикреплен к нижнему только по одной и сторон , отодвигается на время создания коллажа и является контрольным вариантом) .
И начинается творческий процесс. Точно по кальке вырезаны лишь основные детали, а все кусочки для передачи оттенков и переходов формы вырезаем из тканей «на глаз», комбинируем, меняем местами, ищем правильные цветосочетания…
Коллаж мы создавали все вместе и процесс был сложным и чрезвычайно интересным. То и дело было слышно : «тут бы пестренького добавить, «чернушечки» не хватает, размытости хочется…». Встречались мы всего раз в неделю, поэтому на сборку одного полотна уходило около месяца. Совершенно не возникло мысли снять для истории этот процесс , а вот сейчас бы такое фото пригодилось.
Ткани в коллаже не склеивались, а собирались на одностержневые булавочки . И вот когда сборка полностью удовлетворяла всех членов нашего творческого коллектива – сверху накладывался тонкий черный фатин , а снизу наполнитель и изнаночная ткань. И все булавочки переносились на глубину всего квилта .
Наступал период первой , соединительной ( технической ) стежки мононитью. Но и эта техническая стежка выполнялась не как попало, а согласно собираемому рисунку , но на достаточно большом расстоянии . После «технической стежки» большинство соединительных булавочек убиралось
И последний этап – «раскрашивание квилта», то есть художественная стежка полотна на свободном ходу швейной машины. Хочу сказать , что в такой художественной стежке абсолютно не важна длина стежка и равномерная плотность заполнения квилта. Можно строчить как прямой строчкой, так и сх-зигзагом , нитками разного качества и толщины… Используется множество оттенков цветов ( вот где важно иметь большую коллекцию ниток для стежки). Мы строчим так , как рисуем пером, ручкой или карандашом. Единственное, от чего всегда предупреждаю своих учеников , чтобы они не увлекались каким-то одним фрагментов, а равномерно распределяли стежку по квилту , оставляя менее застеганными лишь те места, где требуется большая выпуклость. Из пяти панно я выстрочила два , а на трех прекрасно выполнили свою работу Таня и Рита.
Когда нашу работу рассматривали зрители , у многих возникал вопрос : а не окрашены ли здесь ткани ? Ткани не крашены. Но на этапе стежки кое-где, для поиска точного места главных линий стежки, мы использовали ( кстати, впервые в жизни) фломастеры японской фирмы «Marvey» и очень остались ими довольны : они не стираются, прекрасно ложатся на ткани разного качества и фактуры, имеют разную толщину линии и весьма разнообразны по цветовой палитре Скорее всего, вам не удастся разглядеть эти «нарисованные линии» на квилте, так как потом по ним выполнялась стежка нитками того же цвета . Но такие нарисованные линии очень помогали в стежке большого полотна.
Фото 3,4 — этапы работы над панно «Екатерининская , дом 35» и «Старое дерево»

В первом панно сначала выполнялась стежка фонового подмалевка ( окна), а затем набросали лоскутки из прозрачных тканей, имитирующих плющ и выполнялась финальная стежка

В  панно на нижней фотографии каждый гриб собирался и выстрачивался отдельно , а затем готовые элементы выкладывались на фоновый "подмалевок" и выполнялась общая финальная стежка. 
Когда все квилты были готовы – мы и сами поразились результату . Помню, как  прыгали от восторга : мы это сделали !
Хочу показать вам в сравнении фотографии , которые послужили прообразом наших панно и готовые стеганые картины .
Илл. 5( фотография),6, 7 ( панно «Русская банька»)





Илл. 8 ( фотография), 9,10 ( панно «Поленница»)





Илл.11 ( фотография), 12,13 ( панно «Екатерининская , дом 35»)





Илл. 14( фотография), 15,16 ( панно « Старое дерево»)





Илл. 17( фотография), 18,19 ( панно «Трещина»)





За время создания проекта мы очень подружились, испытали вдохновение и удовольствие от совместного творчества, приобрели новые навыки, научились не бояться «творить красоту».

Конечно, критические замечания по поводу нашего проекта были и будут , но не ошибается только тот, кто ничего не делает или идет по проторенному пути…
Расскажу об основной ошибке , на которую нам указала председатель жюри Наталья Юрьевна Косьянковская — это разномасштабность работ То есть , часть работ выполнены практически в натуральную величину изображенных предметов , часть в меньшем масштабе , а часть в большем. Я согласна с этим замечанием , но сама об этом не задумывалась. Это произошло потому, что мы рассматривали каждое фото, а в дальнейшем и каждое панно по отдельности , а не единым целым проектом
Правда , и развеска работ усугубила представление о разномасштабности . Мы никак не планировали, что их повесят в два ряда , а на свободное место добавят выполненные в этой же технике небольшие работы Наташи Комаровой . Мне кажется , что такое соседство не пошло на пользу ни нам, ни Наташе.
На илл.20 наш план порядка размещения панно в проекте ( это только фотоколлаж, размеры нашей мастерской не позволили нам запечатлеть все работы вместе )



А вот какие работы «отобрала» Н.Ю. Косьянковская , как лучшие в нашем проекте . С её слов , можно было бы ими и ограничиться . Возможно , она и права — илл. 21




Видимо, мы слишком увлеклись .Как говорится «Остапа понесло»... А нам хотелось сделать ещё две работы... ( фото 22,23) 




58 комментариев:

  1. Люба, передайте всей вашей команде мои восхищения от вашего проекта. Смотрела, не дыша, читала с замиранием сердца. Как жаль, что мы далеко друг от друга. Хочу в ваш клуб!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа, обязательно передам коллективу ваши эмоции !

      Удалить
  2. Любовь Юрьевна, спасибо за рассказ! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  3. Девушки!!!! восторг, недоумение и браво мастерицам!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно расскажу о вашем отзыве всем девочкам , благодарю !

      Удалить
  4. Любовь Юрьевна, низкий поклон Вам за ваши работы. Они полюбились всем, мне кажется, а выделить какие-то отдельные трудно, каждая - шедевр. И каждый понял, я так чувствую, что это родные дрова, стены, окна. Было радостно видеть Вас на фестивале. Вы лучезарная!
    Спасибо огромное за подробное описание работы, это очень интересно и полезно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галочка , и вам спасибо большое ! Фестиваль был просто грандиозным событием и чем дальше мы уходим от него, тем это больше понимаем ! А я заглянула в ваш блог - как хорошо вы выразили свои эмоции, переживания и восторги ! Подписываюсь под каждым словом !!!

      Удалить
  5. Любочка, очень жаль, что не видела вживую эту работу. Но по фотографиям я в них просто влюбилась. Подолгу разглядывала и удивлялась, просто не верилось, что это текстиль. И сама идея прекрасная Старое дерево всегда притягивает взгляд. Браво вашим золотым ручкам и глазкам художников. (Вера Оболонская)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера, я надеюсь, что вы всё ещё увидите , ведь не за горами "Урал мастеровой ", мы постараемся проект туда привезти. Да и наш фестиваль в феврале 2016 добро пожаловать !!!

      Удалить
  6. Люба, спасибо за рассказ. Потрясающие работы, очень долго я их рассматривала.

    ОтветитьУдалить
  7. Восторг от вашей работы !!! Вы сотворили чудо !! Передавайте всем девушкам моё восхищение . Соловьева Наталья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ваши слова в "Василисах" даже себе переписала, чтобы в точности коллективу передать !!! Огромное спасибо за понимание ! Когда главный судья нас раскритиковал ( там были ещё и другие замечания ) самая впечатлительная из нас всю ночь проплакала , а самая мнительная с ужасом думала : это я во всем виновата... Но когда на следующий день они пошли на выставку и около проекта увидели толпу народа, а потом взахлеб им рассказывали, как это делается - хандру как рукой сняло ! Ведь признание народа- это самое главное !

      Удалить
    2. Люба! Как пострадавшая от слов той же "главной судьи" хочу сказать впечатлительным девушкам из вашей чудесной команды: ВЫШЕ ГОЛОВУ!!! У вас золотые головы и руки! Нас много! (народа) и мы всегда поддержим друг друга! А там уже маразм...

      Удалить
  8. Люба ,работа замечательная ,какой проект получился теплый и домашний ,я подумала ,что вы хотели в проекте показать жизнь дерева и какие пути оно проходит .Рада ,что видела его в живую !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, вы всё правильно поняли . Дерево - такой родной, теплый и любимый для русской души материал . Дерево и его судьба- основная тема проекта. В нашем Разгуляе пока ещё деревянные дома встречаются, но уже со всех сторон наседают бетон и металл...

      Удалить
  9. Спасибо за рассказ! Очень реалистичные панно! Даже паутинку на бревне нарисовали... Два последних фото будут вам тоже по плечу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, паутинка - это старая марля, разобранная на ниточки, а потом снова спутанная ... Насчет последних фото думаем , очень хочется продолжить серию .Спасибо !!!

      Удалить
    2. Было бы здорово продолжить этот цикл! Чуток отдохнуть, и вперед!))))

      Удалить
  10. Люба, какие чУдные рботы! Восторг и ещё раз восторг. Вы большие умницы и молодцы!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  11. Любочка! С огромным интересом все прочла,работы-чудо как хороши.Эх, взглянуть бы хоть глазком на сам процесс,так интригующе интересно написано.Браво, девочки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот процесс не засняли, так были увлечены, что о фото даже не подумали. Но на уроках мы обязательно составляем такой акварельный коллаж и у всех так чудесно получается !

      Удалить
  12. Любовь Юрьевн!!! Всему вашему коллективу большое уважение! Мне кажется ваша работа никого не оставила равнодушным, что называется "зацепила" очень жаль, что моя поездка в Суздаль не состоялась, но думаю, что смогу ещё увидеть вашу работу вживую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вживую они ,конечно, интереснее, наши "Дрова" ! Спасибо, Света !

      Удалить
  13. Интересно, а как организовать фото в одном масштабе? Грибы получатся диаметром 10 см, а окно - 1 м? Ваши работы объединены темой, цветом, техникой. Для меня проект читается как единое целое. Хотя, с корифеем не поспоришь. Ну что ж... "век живи, век учись!...."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну нам предлагалось решение и вроде оно было вполне приемлемое... А вот сами мы на разный масштаб даже внимание не обратили , не художники, видать...

      Удалить
    2. "Корифеи" тоже могут ошибаться!

      Удалить
    3. И простые зрители, и художники имеют свой взгляд и своё вИдение. Называть вИдение другого ошибкой не совсем правильно, может быть. Ошибка - навязывать свой взгляд другим, объявлять его истиной в последней инстанции.
      Что точно есть в этом проекте - визуальная притягательность, так называемый эффект "Вау!", что гораздо важнее правильности. И это не банальная красивость, а именно качество произведения, цепляющее взгляд зрителя и заставляющее остановиться и рассмотреть каждый квилт, каждый стежок.
      Работа удалась на 100%. Поздравляю, девушки!

      Удалить
  14. Любовь Юрьевна, спасибо! Работы потрясающие и техника интересная и, конечно, сложная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Техника сложная, но вполне доступная . Спасибо, Оля !

      Удалить
  15. Любочка, сначала дух захватывает от реальности работы. Иногда даже угадывала (не увеличивая фото) где фотография, а где работа! А потом удивлялась, восхищалась и переполнялась эмоциями от сложности и качества работы. Мои восторги всему коллективу и низкий поклон тем, кто решился, кто не побоялся, не сошел с дороги!
    А по поводу разномасштабности - это же не фото на паспорт - фотографии все разные. Где-то макро, где-то общий план... В зависимости от того, что именно хотел показать фотограф: фактуру дерева или узор наличников! Поэтому даже в голову не приходит, что это можно отнести к минусам! Наоборот, это полнота впечатлений, разность видения... Как в музее: мы подходим ближе к картине, желая разглядеть мазки, потом отходим дальше - стараясь вобрать в себя общее настроение картины!!!!
    И последнее: спасибо огромное за такое полное, подробное и как всегда понятное объяснение процесса! Вы - Учитель от Бога!!! Низкий поклон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ларисочка , спасибо за такие теплые и добрые слова, за поддержку !!!

      Удалить
  16. Великолепная работа ! Огромный респект !
    ...я не профи , но мне кажется , что именно "разнокалиберность" придает необыкновенное очарование этой изумительной работе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так вот и мы не профи, нас разнокалиберность тоже нисколько не смутила. Спасибо, Оля !!!

      Удалить
  17. Смотрела, "открывши рот"! Меня заворожили фотографии. И те, которые вы хотели воплотить, были бы "завершением рассказа" - ведь тема, рассказать историю, а не показать фактуры дерева. У вас получилась интересная история!))) А техника эта меня всегда завораживала - у меня так и не получилось в ней блеснуть, может быть когда нибудь). В восхищении!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, техника на самом деле очень богатая в своих возможностях ! Пробуй обязательно, получишь большое удовольствие и от процесса и от результата ! Насчет "завершения" пока думаем. просто умы захватили уже новые идеи

      Удалить
  18. Люба, спасибо за интересный рассказ,!!! Работа - изумительная и необыкновенная!!!Как растет мастерство вашего коллектива!!! Из доступного,простого и обыденного получился шедевр!!! Браво, девчата!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, коллектив молодой , идей много , надеюсь это не последний его успешный проект .А лепили на самом деле почти из сора... Спасибо за отзыв !!!

      Удалить
  19. Замечательный проект! Непременно надо делать "продолжение"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжение пока под вопросом , но вполне возможно...

      Удалить
  20. Люба, ваши работы сразу бросились в глаза! Прежде всего поразило качество исполнения, во вторую очередь: теплота и душевность, близость русскому сердцу! Каждое панно для меня явилось самодостаточным... я рассматривала ваши работы именно так... всё-таки сколько людей - столько и мнений))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За качеством следили особо тщательно, ведь в проекте участвовали два преподавателя с достаточно большим стажем ( нельзя ударить в грязь лицом перед армией учеников )
      Спасибо , Оля, что обратили внимание на наш труд , будем стараться и дальше

      Удалить
  21. Любаша, замечательный проект! Поздравляю! Узнаётся рука УЧИТЕЛЯ, но а судьи путь попробуют порисовать иголкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба , судей наше мастерство ( в плане "рисования иголочкой") не удивило , они в других областях искусства лоскутного шитья ещё более сильны . Но им СВЕРХУ видно больше , чем нам, простым ремесленникам . Они ХУДОЖНИКИ .

      Удалить
  22. Люба, я в вашу работу влюбилась и считаю ее самой-самой!

    ОтветитьУдалить
  23. Люба, в "Поленницу" и "Старое дерево" влюбилась с первых же фото с фестиваля. Твое описание очень подробное и понятное, только я поняла, что сделать такое должен именно ХУДОЖНИК - одного лоскутного мастерства явно недостаточно. Насчет разномасштабности: мне сразу же она понравилась, я ее сочла не разномасштабностью, а разнообразностью - в единстве. Обязательно продолжайте проект, это божественно красиво и уверена, еще принесет всей вашей чудесной группе множество незабываемых мгновений и встреч.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера , спасибо за компетентный и подробный отзыв , очень приятно это слышать от такого мастера и знатока пэчворка ! Да, своё художественное видение хотелось внести . Мне кажется , что и сами фотографии были уже художественные , а мы лишь немного их подправили с учетом своих собственных цвето- и формоощущений. Меня немного смущал натурализм . Но ведь и такое направление в искусстве ( в т.ч. и в лоскутном шитье) имеет право на существование.

      Удалить
    2. 1) никакой это не натурализм, а самый настоящий художественный реализм! отсюда же следует и 2) насчет фотографий - да, они очень хороши, но и ваш вклад как художников и квилтеров бесспорен!

      Удалить
  24. Просто не реальная красота. Все выглядит как настоящее. "Поленница" и "Банька", да что перечислять.... ВСЁ просто очень красиво!

    ОтветитьУдалить
  25. Очень красивая работа! Рада, что воочию ее увидела в Суздале! А еще приятно, что я понимаю о каком именно Разгуляе идет речь, это старый район Перми, очень красивый и живописный, но постепенно вымирающий......
    Все мастерицы- молодцы!

    ОтветитьУдалить
  26. Люба, это невероятно правдоподобно и красиво!!! Даже после прочтения твоих объяснений, у меня никак не укладывается в голове КАК ЭТО СДЕЛАНО??? Браво - тебе и девочкам! Вы рискнули и... "выпили шампанского". Еще раз выражаю своё восхищение Вашим мастерством!!!

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо за рассказ, одна из моих любимых работ (точнее, 5 работ) на Фестивале.

    ОтветитьУдалить
  28. Великолепно! мои большие восхищения всем девочкам,создававшим эти ШЕДЕВРЫ!!!

    ОтветитьУдалить
  29. Любочка! Каое чудо вы сотворили.Поработав в этой технике ,с твоей подачи разумеется, понимаю какой здесь объем работы и какое счастье от процесса и результата. А он ,результат , просто восхитителен. Разномасштабность?Не знаю. По мне окно, стена ,как раз объединяет фрагменты с детальной фактурой дерева.Очень хочется увидеть живьем и с продолжением. Не привезешь к нам в Питер?

    ОтветитьУдалить
  30. Люба, работы вашего творческого коллектива можно рассматривать бесконечно! Очень выразительно, техника просто удивительная, теперь буду копить лоскуты и пробовать. Спасибо за вдохновение и новых, таких же потрясающих работ вам!

    ОтветитьУдалить