Поиск по этому блогу

Загрузка...

пятница, 30 декабря 2011 г.

ЕЩЁ РАЗ ОБ ОКАНТОВКЕ КВИЛТА ( из моего опыта).часть 1

Уже стало прописной истиной, что ценность квилта зависит не только от интересной лоскутной сборки или замысловатой стежки, но также и от  того, как он окантован. Кантом можно как украсить работу, так и изуродовать её. Поэтому к завершающей точке, а окантовку именно так можно назвать, надо подходить очень тщательно.
Основные составляющие части квилта (это может быть как одеяло, так и панно ) ( фото 1 ):
  • Центральная часть работы
  • Кайма ( необязательный элемент, но очень украшает изделие)
  • Кант


Сегодня мы будем говорить о КАНТе
Какие основные задачи стоят перед квилтером при окантовке изделия :
  1. Правильно выбрать ткань для канта по цвету и качеству
  2. Правильно выбрать направление нити в канте ( косая или долевая)
  3.   Определиться, какой кант больше подходит для вашей работы: двойной или одинарный .
  4.  Определиться с размерами полосы для окантовки.
5        Определиться с технологическими моментами  этого процесса .
Давайте вкратце разберем эти позиции.

1.Выбор ткани для канта
Самый безпроигрышный вариант , если кант вы выкроите из той же ткани, из которой сделана и прилегающая к нему часть квилта ( фон центральной части или кайма) ( фото 2)



Мы же разберем те случаи, когда вы выбираете другую ткань для окантовки
Выбор ткани по качеству безусловно зависит от самого квилта. Если ваша работа выполнена из хлопчатобумажных тканей , будет логично и кант вырезать из ткани такого же качества. Сочетание коттонового центра и атласного канта мне кажется не совсем приемлемым .
По цвету кант может
- сочетаться с основной фоновой тканью или тканью каймы, при этом либо полностью повторять цвет фона либо  быть немного различным с ним по тону ( светлее-темнее ) – фото 3



-  сочетаться с любой другой тканью, которую вы включили в рисунок квилта ( смотри фото 1)
- быть контрастным с фоном, но по цвету сочетаться с нитками, которыми простеган квилт, тем более,  если он простеган достаточно густо.( фото 4)




2. Выбор направления нити в канте
В большинстве случаев мы имеем дело с квадратным или прямоугольным квилтом, поэтому кант лучше выкраивать по долевой нити. Выкроенный таким образом кант не растянется при  работе и  меньше будет вероятности появления на нем складочек при дальнейшей эксплуатации изделия.
Если же край вашей работы имеет окружности правильной или неправильной формы, то возникает необходимость работать с кантом, выкроенным по косой .
Фабричными кантами я стараюсь не пользоваться .
      
3.Преимущества двойного и одинарного канта.
 Какой кант выбрать, вы решаете сами . Лично я так руководствуюсь выбором :
  • Если квилт большой и тяжелый я предпочитаю двойной кант  ( фото 5, размер работы 160х160 см)


  • Если размеры работы не превышают 80-100 см по одной стороне, можно обойтись одинарной обтачкой , а тем более если вы предпочитаете квилты малого формата ( 50х50 см и меньше) ( фото 6, размер работы 20х30 см )


Двойной кант ( в общей сложности 6 слоев ткани обтачки+ толщина самого квилта ) делает вашу работу более монументальной , но на небольших изделиях он смотрится грубовато . Его преимущество то, что не надо подгибать кант на изнанке.
Недостатки :
·        Большой расход ткани
·        Сложнее состыковываются концы обтачки.
Одинарный кант ( 4 слоя ткани обтачки + толщина квилта) на большом изделии часто морщит , а на маленьком он делает край изделия изящным.
Его преимущества :
·        Гораздо меньший расход ткани
·        Легче состыковывать концы обтачки
Недостатки :
  • Необходимость подгибать ткань на изнанке , что не всегда получается ровно и аккуратно.
Ткань как двойного, так и одинарного канта при необходимости или желании можно укрепить флизелином

4.Расчет ткани на кант
Если кант двойной , то я рассчитываю его ширину таким образом :
запланированная ширина канта в готовом виде  умножить на 6 и плюс 1 см.
Например , в готовом виде кант 2 см , тогда расчет ведется так : (2х 6)+ 1 = 13 см
Если кант одинарный ( в готовом виде его ширина равна ширине обычного припуска , то есть 7-8 мм), я беру для него в  последнее время одну и ту же ширину – 4 см ( при такой  ширине канта нет никаких проблем подвернуть ткань на изнанке )
Длина канта должна быть равна :
периметр квилта +  ширина канта + 1-2 см на ошибку .
Пример :
1.Вы окантовываете  двойным кантом работу 100х100 см. Тогда длина вашего канта должна быть 415 см.
2. Вы окантовываете одинарным кантом работу 50х50 см. Тогда длина вашего канта будет равна 206 см
.

5. Выбор технологии окантовки изделия
Какой бы вид окантовки вы не выбрали надо усвоить одно : не старайтесь с помощью канта выровнять границы квилта. Квилт необходимо  тщательно выровнять ещё до окантовки. А обтачка должна плотно облегать край квилта, не оставляя никаких пустот . Что касается возможности слегка припосадить край квилта при окантовке, то это вполне реально, но подойдет только обтачка, выкроенная по долевой нити. Для припосаживания края я ,не накалывая обтачку иголочками, слегка подтягиваю её во время притачивания к изделию .
В технологическом  вопросе мы стоим перед выбором :
- окантовать изделие отдельными полосами ткани ( обычно попарно :например сначала верх-низ, затем правый и левый край)( фото  7 )



- окантовать изделие единой обтачкой. ( фото 8)




В старых руководствах по лоскутному шитью был рекомендован первый способ , но в последнее время большинство квилтеров предпочитают обрабатывать край изделия единой обтачкой. И связано это в первую очередь с тем, что углы при таком виде обработки выглядят намного эстетичнее.
Я уже два года работаю по второму способу и очень довольна результатом.
Подробно об этом виде обработки я рассказала в десятом уроке «БАЗОВОГО КУРСА СХМС» . Речь там шла об обработке прямоугольного или квадратного панно, то есть когда углы изделия равны 90 градусам.
Но если вы задумали работу , где задействованы острые или тупые углы , то подойдет ли способ обработки изделия единой обтачкой? Подойдет, но в этих случаях есть небольшие нюансы, которые я и хочу с вами обсудить.
Во второй части нашего мастер-класса мы разберем этот процесс на наглядных примерах. Но так как фотография не всегда может точно отразить процесс, я на каждый этап нарисовала ещё и небольшую схему .

15 комментариев:

  1. Люба, посмотри небольшая ошибка в цифрах, пукт 4 длина канта под цыфрой 2.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо,Танечка, вижу, вижу !!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за мастер-класс!!! Очень понятный и нужный!

    ОтветитьУдалить
  4. Люба, поздравляю с новосельем!
    Отличный и подробный МК.
    С некоторых пор веду занятия по лоскутному шитью и приходится "перелопачивать" море информации. Поэтому должна заметить, что на мой взгляд( а также взгляд Холис Тернбоу /Holice Turnbow, судьи на многих квилт-шоу и гуру квилтинга в США), предпочтительнее не долевая, а поперечная бейка. Окантовка, выкроенная по долевой нити, не так пластична . Это неплохо для панно, но в изделиях "для жизни" это явный минус и выглядит грубовато даже в одинарном варианте. ... Чтоб не быть голословной - соответствующий ролик - http://www.quilterstv.com/channel/video/264?item=17

    ОтветитьУдалить
  5. Верянкина Галина30 декабря 2011 г., 10:49

    Люба, рассмотрите вариант, когда кант выкроен по поперечной нити. Во первых экономный крой, во вторых он и не косой и не долевой,т.е. более пластичный и от времени на нем не образуются складки, которые обязательно будут на долевом канте-это свойство Д-Н.

    ОтветитьУдалить
  6. да, и еще один веский аргумент в пользу "поперечной" бейки (из книги "Fantastik finishes", полностью посященной окантовке): при "долевом" раскрое бейка более уязвима, т.к. основные, более крепкие долевые ниточки ткани будут параллельны краю, а основная нагрузка придется на поперечные нити основы. Что не есть хорошо. )

    ОтветитьУдалить
  7. Любочка, спасибо за такую проделанную работу!

    ОтветитьУдалить
  8. ну ничего себе, сколько информации!!!!! для меня все ново, поэтому искренне благодарю!!! пошла читать 2 часть :)

    ОтветитьУдалить
  9. Любаша! Спасибо за информацию! Никогда ещё не применяла 2-ой способ окантовки. Обязательно попробую.

    ОтветитьУдалить
  10. Всем-всем большое спасибо за отзывы, но особенно хочу выразить благодарность Марине и Галине за очень важные дополнения к моему мастер-классу !

    ОтветитьУдалить
  11. Люба, как я рада, что нашла Ваш блог!! Это просто энциклопедия, причем в очень доступной форме! Спасибо Вам огромное за полезную информация, спасибо, что не жалеете время делиться с нами ею!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Леночка, и я рада вас тут встретить !!! И рада, что у меня есть чем поделиться !

    ОтветитьУдалить
  13. Как я рада, что нашла ваш блог... Столько нужного,полезного, доступно написанного... Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  14. Елена Белова18 ноября 2012 г., 12:18

    Большое спасибо! Очень интересно и полезно.

    ОтветитьУдалить